Если вы лечите детей, наверняка в вашей практике бывали ситуации, когда с ребёнком контакт установлен и проблем с проведением всех требуемых процедур нет, а вот родители его доставляют неудобства. Хотя чаще, вероятно, случается отсутствие взаимопонимания как с маленьким пациентом, так и с его сопровождающими взрослыми. Как сделать общение с ними продуктивным? 13 советов.
Ясность «с порога». Впускать или не впускать родителей в кабинет – дело ваше, кому-то ближе первый вариант, кто-то работает только по второму. Важно сразу сказать родителям, будут они допущены к ребёнку в процессе лечения или нет. Так вы сможете исключить – ладно, почти полностью исключить – неприятные сюрпризы в самые неподходящие моменты.
Реакция. Обращайте внимание на реакцию родителей в процессе объяснения будущего лечения их ребёнка. Если звучат комментарии, указывающие на собственную дентофобию сопровождающего, скорее всего, их чадо тоже будет не особо настроено на полноценное сотрудничество с вами. Соответственно, либо готовьтесь к повышенной нагрузке и необходимости объяснять всё максимально подробно, либо отправляйте пациента к более терпеливым коллегам.
Комфорт. Создайте комфортные условия для ожидающих родителей. Детям вы выдаёте игрушки, делаете животных из воздушных шаров, всячески развлекаете? Родителям нужно примерно то же самое, только подходящее их возрасту. Посмотрите пару материалов под меткой «Интерьер» на нашем сайте, там есть ряд советов на эту тему.
Сочувствие. Родители почти всегда напуганы и взволнованы предстоящим лечением примерно так же, как и сами дети. Поэтому сугубо деловой подход в общении с ними может быть менее эффективным, чем проявление эмпатии. Что не отменяет, конечно, необходимости донесения до родителей аспектов лечения так, чтобы они их поняли на 100%. Неплохо также получать от родителей подпись под информированным согласием на лечение ребёнка, в котором описаны все предстоящие шаги.
Всё серьёзно. Не надо, конечно, пугать родителей, но и бросаться фразами типа «ничего страшного, сейчас быстренько всё сделаем» тоже не следует. Тут речь идёт как о поведении ребёнка, так и о поведении самих родителей. Понимая всю серьёзность ситуации, они будут стремиться настроить своё чадо на лечение, что повысит ваши шансы на успешное и беспроблемное проведение всех нужных процедур. В то же время, при таком подходе снижается вероятность отказа от лечения по инициативе самих родителей, что тоже случается.
Обучение. Рассказывайте, что должны делать родители, чтобы зубы их детей пребывали в наилучшем состоянии. Хвалите их, когда они отмечают, что следят за тем, чтобы их ребёнок чистил зубы дважды в день, ограничивают его в газировке и т.п. Призывайте показывать важность заботы о здоровье полости рта собственным примером.
«Покажи, расскажи, сделай». Подход «Покажи, расскажи, сделай» работает не только с детьми, но и с их родителями. Разве что «сделай» в этой формуле отсутствует, если вы не допускаете родителей в кабинет. У нас есть пара материалов на эту тему: «Расскажи, покажи и сделай: подход к детям в кресле стоматолога (видео)» и «Метод «Расскажи, покажи, сделай» и телевизор с мультиками: что делает детей более сговорчивыми в кресле стоматолога? Результаты одного эксперимента».
Уверенность. Уверенные, спокойные родители – уверенный и спокойный ребёнок. Ну или менее нервный и дёргающийся, как минимум. А неспокойно родители могут вести себя не только в связи с лечением чада, но и со стоимостью этого лечения. Поэтому есть смысл максимально точно озвучивать им предстоящие расходы и объяснять, из чего складывается эта сумма.
Наглядный пример. Если родитель оказался в кресле, вовлеките его в процесс, чтобы ребёнок видел, что мама/папа получает то же лечение, что и он сам.
В лучших традициях. Если приём был успешным, в следующий постарайтесь воспроизвести условия, в которых он проходил: то же время, тот же состав участников, те же фигурки животных из воздушных шариков и т.п.
Обещайте меньше, делайте больше. В принципе, этот совет применим практически к любой сфере деятельности, но в детской стоматологии он приобретает уникальные оттенки: так, если сейчас ваш маленький пациент чувствует себя комфортно, вам однозначно следует делать больше обещанного, ведь в следующий раз ситуация может быть совершенно иной.
Не пытайтесь лечить всех и каждого. Бывают дети, лечить которых просто невозможно. Не важно, в чём причина их упорного нежелания открыть рот, стремления оглушить вас мощью своих лёгких, проявлений навыков борьбы. Важно, что вы имеете полное моральное право как минимум перенести приём, как максимум – отказаться от пациента и, может быть, рекомендовать лечение под седацией.
Д-р Яндекс/Google. Современные родители часто приходят на приём «подкованными» в вопросах детской стоматологии. К этому надо быть готовым. Развенчивание мифов, которые они читают в сети, равно как и корректировка понимания тех или иных нюансов часто является частью беседы, предваряющей лечение. В таких ситуациях неплохо работают дополнительные средства, например, образовательные плакаты из нашего магазина:
Они помогут вам быстро объяснить родителям, зачем вообще лечить молочные зубы, как они устроены, а также расскажут им об истории зубной щётки, например, и призовут уделять здоровью полости рта максимум внимания.
Зачем вообще всё это? С детьми работать сложнее, чем со взрослыми. Надо ли? Три причины:
- успешная работа с детьми легко конвертируется в заполнение графика «взрослых» стоматологов;
- дети вырастают, становятся адекватными взрослыми пациентами и приводят своих детей;
- кто-то должен этим заниматься, если у вас получается, то этот «кто-то» — вы.