Вероятно, каждому стоматологу приходилось сталкиваться с неотложными состояниями пациентов в своей практике. К таким состояниям относятся обмороки, анафилактический шок, приступы астмы, эпилептические припадки и т. д., вплоть до инфаркта. В подобных ситуациях, главное – знать, что делать и действовать быстро. В сети есть хорошие материалы, в которых описываются как сами состояния, так и их причины и алгоритмы оказания неотложной помощи, например:
- Неотложная помощь в амбулаторной стоматологии (учебно-методическое пособие Казанского Федерального Университета, .doc)
- Неотложные состояния в практике врача-стоматолога (учебное пособие Иркутского государственного медицинского университета, .pdf)
- Тактика врача-стоматолога при неотложных состояниях у хирургического пациента (выдержки из пособия «Практическое руководство по хирургической стоматологии» А.В. Вязьмитина)
На их основе вы можете сделать собственные внутренние руководства по оказанию неотложной помощи. Мы же предлагаем вам ряд советов, которые на CDA Presents 2017 дал стоматолог-анестезиолог Роберт Пескин (Robert Peskin, DDS), занимающийся данным вопросом. Его рекомендации касаются лечения зубов под наркозом, но они вполне применимы и в общем случае.
1. Набор для оказания первой помощи
С учётом неотложных состояний, которые возможны в стоматологии, д-р Пескин предлагает наполнить набор для оказания неотложной помощи следующим:
- шприц эпинефрина;
- шприц антигистаминного препарата;
- источник кислорода с избыточным давлением (кислородный баллончик для дыхания);
- нитроглицерин в виде подъязычных таблеток и спрея;
- бронходилататор (ингалятор от астмы);
- продукты с высоким содержанием сахара (типа глазури для кондитерских изделий);
- аспирин;
- бенадрил.
Данный список соответствует рекомендациям ADA. При этом, Роберт отмечает, что состав такого набора должен отражать навыки работающих в клинике специалистов.
2. Распределение обязанностей
Скорость реакции – залог успешного купирования критического состояния пациента. Для того, чтобы такая реакция была максимально быстрой, необходимо распределить обязанности. Каждый сотрудник стоматологической клиники/кабинета должен знать, что ему следует делать, когда пациенту требуется неотложная помощь.
Соответствующую инструкцию лучше сделать заранее и довести до сведения всех сотрудников. Те, кто имеет медицинское образование, могут заниматься непосредственным оказанием первой помощи, администраторы же – вызывать скорую, связываться с лечащим врачом пациента, при необходимости – родственниками.
Такой план действий должен быть избыточным, то есть нельзя какую-либо задачу поручать только одному человеку, ведь он может отсутствовать на рабочем месте в критический момент.
Главное – сделать так, чтобы никто никому не мешал и каждый делал то, что требуется, внося свой вклад в исправление ситуации. Кроме того, по мнению д-ра Пескина, не лишним будет обучение всех сотрудников клиники основам оказания первой помощи.
Также необходимо назначить ответственного за регулярную (еженедельную) проверку упомянутого выше набора для оказания первой помощи. Крайне неприятно обнаружить неработающий кислородный баллон в тот момент, когда он очень нужен пациенту. Можно ещё завести уведомления в электронном календаре, которые помогут заменять препараты по мере истечения их срока годности.
3. Более тщательное изучение состояния здоровья пациентам
Д-р Пескин отмечает, что получение полного представления о состоянии здоровья пациента – критический важный момент. Он предлагает расширить стандартный опросник и уделять опросу пациента на 5-10 минут больше.
Помимо положительного влияния на отношения с пациентом, такой подход может дать вам действительно ценную информацию. В качестве примера, д-р Пескин приводит вопрос о курении. Если пациент ответил, что он не курит, следует спросить его, как давно он бросил эту дурную привычку. Вполне не исключено, что в ответ вы услышите что-то вроде «Пару недель как», а это – существенный фактор как в стоматологическом лечении, так и при возникновении критического состояния.
Важны и формулировки вопросов. Например, можно спросить пациента, храпит ли он/она и получить отрицательный ответ. В качестве альтернативной формулировки этого вопроса Роберт предлагает следующее: «Жалуются ли ваши близкие на ваш храп?».
4. Готовность к самым частым критическим состояниями
По мнению д-ра Пескина, требующие неотложной помощи состояния могут быть:
- не связанными с сердечно-сосудистой системой, вызванными стрессом или нет;
- связанными с сердечно-сосудистой системой, вызванными стрессом или нет;
- связанными с анестезией (наркозом) и затруднениями в работе респираторной, сердечно-сосудистой и других систем.
Так, связанные с анестезией (наркозом) критические состояния – нарушение проходимости дыхательных путей, ларингоспазм, бронхоспазм, гипервентиляция. Бронхоспазм, по мнению Роберта, – одно из самых сложных состояний с точки зрения оказания первой помощи. Его причинами может быть аллергическая реакция или чувствительность к компонентам (сульфит и т. п.). Гипервентиляция, с другой стороны, вызывается стрессом и наблюдается у более нервных пациентов.
Для того, чтобы быстро справляться с подобными состояниями, следует иметь под рукой всё, что необходимо для их купирования. Например, во избежание обструкции дыхательных путей секретом при осложнениях в работе респираторной системе, необходимо быстро применить специальные губки, а тем, кого у кого стресс вызывает гипервентиляцию, можно тут же предложить кислородный баллончик.
Часто, страх – продукт незнания. Помогите своим пациентам узнать о различных аспектах заболеваний и лечения зубов: украсьте стены своей клиники стоматологическими плакатами от Стоманет.ру:
По России доставляем бесплатно. Заказ можно оплатить по договору, со счёта клиники.