Детская стоматология – отдельное направление со своей спецификой. И дело тут не только в количестве и качестве зубов. К детям нужен особый подход, объяснить им что-либо с позиции логики и необходимости далеко не всегда удается. Кроме того, они в меньшей степени способны контролировать свое эмоциональное состояние, и нередко стоматологу приходится ждать, пока родители успокоят свое чадо и настроят его на лечение. А что может сделать сам врач и его ассистент, чтобы сделать опыт посещения стоматолога приятным для маленьких пациентов? Мы собрали для вас ряд советов.
«Расскажи – покажи – сделай». Дети задают много вопросов и получают много ответов. Поэтому перед тем, как начать лечение или осмотр, рассказывайте своим маленьким пациентам, что вы собираетесь делать и, по возможности, показывайте (на фантомах, моделях, ассистентах). Не стоит ждать от них конкретных вопросов, эта предметная область, скорее всего, им совсем незнакома. Возьмите инициативу в свои руки. Расскажите, покажите, потом – делайте.
Разговор на одном языке. Говорить с ребенком на профессиональном языке, конечно, не стоит. Придумайте ассоциативные, понятные маленькому пациенту названия процедур и инструментов. Для начала, лучше спросить несколько детей, как бы они сами назвали бормашину, слюноотсос и т.д., записать ответы, вывести средние описательные формулировки и придумать на их основе существительные, которыми вы сможете обозначать инструменты и процедуры при работе с маленькими пациентами.
Ничего страшного, способного напугать. Избегайте «резких» формулировок: не «выдернуть/удалить зуб», а «вытащить», не «укол анестезии» и даже не «комарик», а «сонный сок для зуба» и т.п.
Без лишних подробностей. Не вдавайтесь в подробности и не поощряйте водопад вопросов: многие дети будут спрашивать вас буквально обо всем, лишь бы отодвинуть момент начала осмотра/лечения как можно дальше. Пообещайте, что дальнейшие объяснения вы дадите после того, как выполните первые необходимые действия.
Без лишних обещаний. Не обещайте маленькому пациенту, что ему не будет больно, что вы только посмотрите, что через пару минут вы его отпустите. Обманете один раз – получите стиснутые зубы в другой.
Релаксация. Предложите ребенку подышать вместе с вами: резкий глубокий вдох, медленный выдох. Как вариант, можно дать ему мыльные пузыри, которые также послужат отвлекающим фактором. Более сложный вариант релаксации – напряжение и расслабление мышц: предложите ребенку прилечь, напрячь и расслабить ноги, руки и т.д.
Отвлечение. Отвлекать ребенка от страхов и неприятных мыслей, связанных с посещением стоматолога, надо с самого порога. Если есть возможность, оборудуйте отдельную комнату ожидания для детей или хотя бы детский уголок. Над креслом, в поле зрения ребенка – телевизор, показывающий мультфильмы. Еще хороший прием – выяснить, что интересно ребенку (любимые герои, лепка из пластилина, спорт и т.п.) и немного поговорить с ним на эту тему.
Визуализация. Попросите ребенка вспомнить что-нибудь приятное, визуализировать, представить себе ситуацию, в которой он получал удовольствие. Если пациент в замешательстве, предложите ему пару вариантов: прошлый день рождения, поход в аквапарк и т.п.
Счет. Пригласите ребенка к участию в процессе. Попросите его считать секунды, в течение которых вы производите то или иное действие. Как вариант, можно даже выдать ему блокнот и карандаш, чтобы он записывал свои наблюдения.
Родители. Крайний вариант, во многих случаях. Если ребенок никак не желает успокаиваться, пригласите к участию в процедуре его родителей или попросите их успокоить пациента. Перед этим дайте им один простой совет: спокойствие ребенка зависит от их собственного эмоционального состояния, и криками, запугиванием они ребенка успокоить вряд ли смогут. Точнее, временный положительный эффект от таких мер возможен, но в перспективе подобные методы внушения способны привить страх на всю оставшуюся жизнь.
Какие приемы используете вы в работе с детьми? Делитесь опытом в комментариях.