Как помочь пациентам, которые вас боятся? 7 простых советов

«Одонтофобия», согласно определению из толкового словаря психиатрических терминов, — «навязчивый страх, боязнь обращения к стоматологу и лечения зубов». Википедия предлагает определения «дентофобии» и «стоматофобии»: боязнь стоматологического лечения. В той же Википедии указано, что страдает данным недугом буквально каждый третий. Как вы, стоматолог, можете помочь этим людям? Мы изучили ряд материалов и подготовили небольшой список простых советов, которые вы можете применять в своей практике.

Скрининг на входе

Опытный администратор быстро определяет, является ли обратившийся в клинику пациент дентофобом. Достаточно прислушиваться к эмоциональной реакции человека на стандартные вопросы («Где болит?», «Как болит?», «Как давно были у стоматолога?»), отслеживать его состояние (потеет? краснеет? бледнеет?), речь (путается? говорит несвязно?) и т.п.

Но без постановки такой задачи не стоит ждать проявления соответствующей инициативы. Так что администраторам следует прямо указывать на необходимость заполнения графы «Дентофоб?» в анкете обратившегося пациента.

Соответственно, с дентофобами лучше работать по отдельному плану. Ниже – ряд советов, которые помогут вам успешное лечить тех пациентов, у которых звук бормашины вызывает панику.

Подробное описание предстоящего лечения

Одна из причин дентофобии – непонимание сути и этапов процесса лечения зубов. В этой связи, вам достаточно более подробно излагать, что вы полагаете делать, и приглашать пациента задавать дополнительные вопросы.

Не забудьте рассказать про современные анестетики, приведя результаты исследований в подкрепление своих заверений в том, что больно не будет. У нас они собраны под меткой «анестезия».

Объясняя пациенту будущее лечение, вы можете опираться на визуальные вспомогательные материалы. Например, плакат, показывающий строение зуба, позволит вам существенно быстрее рассказать суть большинства видов стоматологической помощи. Такой плакат есть в нашем магазине, заказывайте:

В магазин

Контроль

Ещё одна причина одонтофобии – страх потерять контроль над ситуацией. Полулежать в кресле с раскрытым ртом, когда в каждую следующую секунду тебя может пронзить боль и ты ничего не можешь сделать, чтобы предотвратить её – так многие представляют себе визит к стоматологу.

Чтобы устранить страх потери контроля достаточно договориться с пациентом о ряде знаков, которые он может подавать вам и таким образом влиять на процесс лечения. Простые варианты – подъём руки в том или ином виде.

Понятно, что, если вдруг пациенту действительно станет больно, он вскрикнет. Вам, как врачу, никакие знаки от него не нужны. Но они нужны пациенту, так что, имея дело с дентофобом, лучше не пропускать этот шаг.

Обучение техникам успокоения

Самые простые техники успокоения, применимые в условиях стоматологического кабинета – дыхательные. Вы можете быстро обучить им своих пациентов.

Первая такая техника – глубокое дыхание животом, вторая – дыхание по схеме 4-4-8.

Дыхание животом подразумевает сопровождение вдохов и выдохов выпячиванием и втягиванием живота. Схема 4-4-8 – вдох носом, длящийся 4 секунды, задержка дыхания на 4 секунды, выдох через нос, длящийся 8 секунд.

Как видите, ничего сложного. Эти техники работают в большинстве случаев.

Тайминг

Заранее оговоренный тайминг – ещё одно средство борьбы со страхом потери контроля. Примерно представляя, что вам предстоит сделать на данном приёме, предложите пациенту график перерывов, в рамках которых он, если такое позволяют производимые вами манипуляции, сможет прополоскать рот, закрыть его, задать вам возникшие вопросы.

С вашей точки зрения такие перерывы удлинят время приёма, но вряд ли сколь-нибудь значительно. А с точки зрения пациента они станут приятной, столь нужной передышкой, которая конвертируется в лояльность, желание рассказать о вас всем знакомым и друзьям, прийти к вам снова.

Музыка

Если человек слушает музыку, скорее всего, в списке его любимых композиций и исполнителей есть такие, которые приносят умиротворение. Предложите пациенту наушники и запустите для него ту музыку, которая благотворно сказывается на его моральном состоянии.

Как вариант, в ходе первой консультации укажите пациенту на необходимость подготовиться к следующему приёму и прийти с собственными наушниками и плейлистом успокаивающих его мелодий.

Разговор

Этот способ подойдёт вам, если вы любите поговорить. Даже не поговорить, а рассказать, так как диалог с пациентом на приёме у вас вряд ли получится.

Попробуйте описывать свои действия в ходе лечения. Задача – сделать так, чтобы пациент слушал вас, понимал, был в курсе происходящего, что ослабит его страх. Говорите спокойным, дружелюбным тоном, избегая восклицаний и резкой смены интонации.

К тому же, разговор помогает справиться со стеснением, которое так же является одной из причин одонтофобии. Некоторые пациенты просто стесняются идти к стоматологу и открывать рот, считая, что у них там всё очень запущено. Разговаривая с пациентом как на первичном приёме, так и в ходе лечения, вы можете нивелировать опасения такого рода, рассказав истории из опыта, которые позволят пациенту понять, что у него с гигиеной полости рта всё не так плохо, как могло бы быть.

Ещё раз: каждый третий пациент боится вас. Это факт, статистика. Так что если вы не хотите отказаться от работы с третью вашей базы пациентов, вам необходимо выработать отдельные модели поведения, алгоритмы, стратегию и тактику лечения дентофобов. Приведённые выше советы помогут вам в этом вопросе.

Источники: