Эффективная стоматология в 4 руки: оптимизация движений и зоны активности

В материале «Эргономика в эндодонтии: лоток и работа с ассистентом (видео)» мы вкратце описывали классификацию движений, предложенную авторами курса Increasing Productivity by Effective Use of Four-Handed Dentistry (НМО-ресурс Dentalcare.com). Эта классификация, судя по всему, принята на вооружение многими стоматологами и их ассистентами: никаких альтернатив ей поиск в сети не даёт. В данной статье мы рассмотрим эту классификацию подробнее. Кроме того, здесь вы найдёте рекомендации по оптимизации движений и описание концепции зон активности стоматолога и ассистента. Цель этих описаний и рекомендаций – помочь вам добиться максимальной эффективности во взаимодействии врача и ассистента.

Классификация движений ассистента и стоматолога

В первую очередь, данная классификация движений относится к ассистенту стоматолога, однако врачи, работающие в одиночестве, могут применить её и лично к себе. Всего различают 5 классов движений, начинается всё с пальцев и заканчивается всем корпусом.

Класс 1: задействованы пальцы (например, когда надо взять ватный валик).

 

Класс 2: задействованы пальцы и кисть (например, при передаче инструмента ассистентом стоматологу).

 

Класс 3: задействованы пальцы, кисть, локоть (например, когда требуется взять наконечник со стойки).

 

Класс 4: задействована вся рука и плечо (например, при необходимости взять что-либо со стоящей рядом мобильной тумбочки).

 

Класс 5: задействован весь корпус от пояса и выше (если необходимо повернуться и достать что-либо из неподвижного шкафа, тумбы и т. д.).

Оптимизация движений ассистента и стоматолога

Первое правило оптимизации движений ассистента и стоматолога: исключите из своей практики движения 4-го и 5-го классов.

Второе правило оптимизации: выбирайте инструментарий и располагайте его вокруг кресла с учётом первого правила.

Следующие рекомендации помогут вам не делать лишних движений при работе в 4 руки.

1. Чем меньше инструментов вы используете, тем лучше. Выбирайте многофункциональный инструмент и/или решайте одним и тем же инструментом сразу несколько задач.

2. Располагайте инструменты на лотке в том порядке, в котором они будут использоваться в предстоящей процедуре/операции.

3. Подготавливайте лотки, материалы, оборудование для каждого пациента и/или вида лечения заранее.

4. Вспомогательные и запасные материалы храните там, где вы сможете их достать, не поворачиваясь всем корпусом, то есть без движения 5-го класса.

5. Мобильную тумбочку, на которой лежат лотки и инструменты, подкатывайте как можно ближе к креслу.

6. Пациент должен лежать.

7. Чем ближе к пациенту сидят врач и ассистент, тем лучше.

8. Уделяйте особое внимание выбору стульев: они должны поддерживать спину и область брюшной полости, «заставлять» вас сидеть правильно и регулироваться по высоте и в горизонтальной плоскости.

9. При работе с микроскопом, стоматолог должен следить за осанкой и сидеть так, чтобы у его ассистента была возможность работать с ним в зоне передачи (инструментов и материалов).

10. Рабочая плоскость должна находиться на 2,5 – 5 см ниже локтя.

11. Минимизируйте необходимость перевода взгляда с ярко освещённой и расположенной близко к вам рабочей зоны на отдалённые предметы в кабинете.

12. Поработайте над расположением всех постоянно используемых инструментов и материалов, наверняка их можно переставить или перенести так, чтобы сократить амплитуду движений, выполняемых стоматологом и ассистентом в контексте решения рутинных задач.

13. Не делайте резких движений, траектория которых изобилует острыми углами. Экономичнее и гармоничнее движения плавные, закруглённые.

Зоны активности

Вся работа стоматолога и ассистента кипит вокруг пациента. В целях обеспечения гармонии и полного взаимопонимания в этой работе, как стоматологу, так и ассистенту полезно помнить о зонах активности, на которые разделено пространство вокруг пациента. Всего таких зон четыре:

  • зона врача;
  • зона ассистента;
  • зона передачи;
  • статическая зона.

Для определения границ зон используется циферблат часов и лицо пациента.

Зоны активности стоматолога и ассистента

Подбородок пациента обращён на 6 часов, макушка – на 12 часов. Получается, что рабочая зона врача – с 7 до 12 часов, статическая зона, – с 12 до 2, зона активности ассистента – с 2 о 4 часов, а передача происходит с в зоне с 4 до 7 часов.

Врач меняет положение в своей зоне в зависимости от челюсти и зуба, над которым он работает. Ассистент в своей зоне передвигается меньше, но у него может возникнуть необходимость поднять свой стул, когда производится лечение зуба на нижней челюсти, так как в противном случае зона видимости ассистента может быть недостаточной.

Зона передачи, как следует из её названия, используется для передачи инструмента и материалов ассистентом стоматологу, а статическая зона может быть «складом» для оборудования, которое используется нечасто (тонометр, свет и т. п.).

Понимание зон активности и применение этой концепции на практике вкупе с оптимизацией движений позволяют снизить нагрузку на всех участников процесса лечения зубов. Врач и ассистент взаимодействуют более эффективно и с меньшим напряжением, пациент, в свою очередь, получает более качественное и скорое лечение.

Ответы на многие вопросы ваши пациенты могут получить из стоматологических плакатов, украшающих стены вашей приёмной:

http://lavka.stomanet.ru

Изучайте, выбирайте, оформляйте заказ. Оплатить можно со счёта клиники («безнал» для юр. лиц), по России доставляем бесплатно.

На основе краткого описания курса Increasing Productivity by Effective Use of Four-Handed Dentistry — Part 1: An Overview of the Concept